Выжигание по дереву

Выжигание по дереву прекрасное хобби. Прекрасное, в прямом смысле. А ещё чудесное. Ведь превратить безликую доску в эксклюзивный предмет искусства – это магия какая-то.

Я люблю выжигать. В этом хобби мне нравится всё: медитативность, красота, запах костра.

Выжигание (или пирография) – занятие для людей любого возраста: от детей до пожилых. Даже имея слабые навыки в рисовании, с помощью выжигания по дереву, вы вполне можете создавать красивые и оригинальные подарки своими руками.

Пирография – не только красота и искусство. Она полезна для развития внимания и мелкой моторики у детей. Зрелым людям подобное хобби позволяет поддерживать мозг в нужном тонусе.

Такое оно – выжигание по дереву.

Надеюсь я убедительно рассказываю, а не напрасно расходую пафосные эпитеты. Правда в том, что мне просто нравится выжигать.

С чего начать?

Начать желательно с обустройства рабочего места. От его удобства будет зависеть получите вы удовольствие от выжигания или испытаете раздражение.

Сидеть в неудобной позе напрягая спину и глаза, постоянно отвлекаться на розыск по квартире необходимых расходников, это та ещё радость.

Освещение

Естественное освещение предпочтительнее, но не всегда доступно. Поэтому, для начала будет достаточно общего света (люстра, лампочка или что у вас там болтается под потолком?) и бокового (сгодится настольная лампа). С двумя источниками будет меньше контрастных теней, мешающий видеть результат работы.

Если вы правша, то боковой свет ставим слева, чтобы тень не загораживала то что находится под жалом выжигателя.

Рабочий стол

Кое-что я бы добавил, исходя из здравого смысла.

  • Выжигатель должен располагаться свободно. Чтобы не шарить по столу и не выкапывать его из мусора всякий раз, когда надо поменять температуру жала.
  • Провод, идущий к жалу, не должен задевать посторонние предметы. Иначе они будут падать разбиваться и проливать чай на стол, где стоит электроприбор.
  • Само жало, когда вы ставите его на стол, не должно касаться предметов, которые может воспламенить или испортить. Иначе быть пожару.
  • Розетка должна быть доступна для быстрого отключения выжигателя. Это на случай если что-нибудь пойдёт не так.
  • На столе должно быть достаточно места, чтобы в процессе вращать доску как вам удобно.
Если поблизости будет огнетушитель, аптечка и пожарная сигнализация, то вообще отлично!

С другой стороны, лично я предпочитаю держать доску на коленях, а выжигатель на столе. Кто-то вообще выжигает сидя на полу. Так что, стол желателен, но художественно обугливать древесину можно без него.

Можно, но не нужно. Учитесь сразу работать правильно, чтобы потом не переучиваться.

Хорошо бы еще оборудовать стол (или пол) вытяжкой. Но если её нету, то пока обойдёмся.

Материалы

Расходники

Расходных материалов для выжигания нужно не так уж много.

  • Простые карандаши (твёрдые, для коррекции перенесённого изображения на доске)
  • Ластик (чтобы стирать карандаш)
  • Гелиевая ручка (удобна для переноса с бумаги на доску через копирку)
  • Копировальная бумага (ну это-то понятно для чего?)
  • Наждачная бумага (чтобы довести доску до нужной кондиции)
  • Бумага для принтера (чтобы наносить на неё рисунок для переноса на доску)
  • Принтер (чтобы печатать на бумаге рисунок для переноса)
  • Компьютер (чтобы передать рисунок для переноса на принтер)
  • Канцелярские скобы (для фиксации бумаги к доске)
  • Ветошь (чтобы протирать доску после шлифовки, вытирать пыль, наносить на доску масло)
  • Льняное масло и лак (для защиты доски после обработки)
  • Пылесос (чтобы делать уборку)
  • Упаковочная бумага, плёнка или что-нибудь в этом роде (чтобы упаковать готовую продукцию)

Это оптимальный набор, но есть варианты, в зависимости от целей и требуемого результата. Например, можно добавить акриловые краски, строительный фен, горелку, ножницы по металлу, плоскогубцы (для замены жала в выжигателе) и т.д.

Выжигатель

В принципе, можно выжигать по дереву раскалённым на плите гвоздём или вообще газовой зажигалкой. Но удобнее это делать выжигателем по дереву.

Я предпочитаю выжигатели трансформаторного типа с нихромовым жалом и с регулятором напряжения (чтобы контролировать температуру жала), с жалом из нихромовой проволоки (они удобны, быстро нагреваются, быстро меняют температуру до требуемой).

Но в продаже имеются и другие выжигатели по дереву (паяльникового типа). Они, как правило, не имеют регулятора мощности, их насадки-клише удобны для нанесения орнаментов, благодаря разнообразию форм. Теоретически, их можно доработать диммером (устройством для регулировки мощности).

Желательно, чтобы жала были сменными. Это нужно не только для того, чтобы делать линии и штриховки разной толщины, но и для удобства ремонта. Ведь жало основная – рабочая часть выжигателя, а потому быстрее всего изнашивается и ломается.

В своё время у меня был выжигатель с жалом закреплённым жестко. Однажды оно сломалось. Весь прибор сразу стал бесполезным и пролежал на антресолях несколько лет, пока я не нашёл простого способа его отремонтировать.

Как выжечь первую доску?

Тут всё просто. Сначала покупаем любую разделочную доску из фанеры. Обычно их полно в хозяйственных магазинах.

Желательно брать дешевую, так как её и испортить не жалко, и никакой пропитки на ней скорее всего не будет.
Шаг 1: Обрабатываем доску наждачной бумагой.

Сначала шлифуем крупной, потом мелкой наждачкой. Шкурим по направлению древесных волокон!

Как показала практика, даже дорогие доски из обычных хозяйственных (и не очень) магазинов ошкурены не достаточно хорошо.

Когда доска становится гладкой как стекло (ну или пластик), протираем её сухой ветошью и приступаем к нанесению рисунка.

Шаг 2: Наносим рисунок на доску.

Рисунок можно нанести просто карандашом прямо на доску, но новичку с этим будет сложно. Поэтому, для первых опытов можно просто распечатать на бумаге рисунок, а затем перенести его с помощью копировальной бумаги и гелевой ручки.

Кладём на доску копировальную бумагу (глянцевой поверхностью к доске, матовой к себе). Кладём на копировальную бумагу ваш рисунок на бумаге для принтера (рисунком к себе). Скрепляем этот “будерброд” канцелярскими скобками, чтобы ничего не сдвигалось.

Прорисовываем гелевой ручкой по всем линиям вашего рисунка, надавливая достаточно сильно.

Но без фанатизма! На надо делать так, чтобы ручка сломалась, бумага прорвалась, а доска поцарапалась!

Нарисованное ею хорошо заметно, а потому вы вряд-ли проведёте по одному и тому же месту дважды.

Шаг 3: Выжигаем!

Выжигать будем по рисунку на доске. Температуру жала выставляем на минимум, который тем не менее будет оставлять на доске темный след.

Жало ведём плавно по линиям, а не точечными прикосновениями. Это называется контурным выжиганием.

Не спешим, не торопимся! Спешка тут только вредит!
Шаг 4: Финальная обработка доски.

После окончания прожига, покрываем доску лаком (если планируем вешать в качестве украшения) или натираем льняным маслом (если будем использовать как разделочную доску).

Либо берем наждачную бумагу и счищаем всё что выжгли, чтобы попробовать снова.

Если прожгли только контуры рисунка, остальное можно покрыть лаком, закрасить краской (например маслянной) и снова покрыть лаком. Есть и такая технология.